Понятие о Символе веры

Понятие о Символе веры

Его происхождение и краткое содержание

Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры в сжатом и сокращенном виде заключаются в Символе веры.

Слово «Символ» (греческое) имеет 2 значения:

  • «склад»; «собрание» — указывает на содержание;
  • «знак» — указывает на принадлежность христианина к определенному вероисповеданию.

«Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане», т.е. это есть руководство в нашей вере. Являясь таковым, оно одинаково необходимо по отношению ко всем истинам  христианской веры. Неверно считать, что одни христианские догматы являются главными и существенными, а другие лишь частными и несущественными.

Если Богу было угодно открыть ту или другую догматическую истину, то каждая из них не может быть несущественною сама в себе или быть необязательною в отношении к принятию или непринятию её человеком, потому что с изменением одного какого-либо христианского догмата потрясается вообще вся система христианского вероучения.

Истинная вера может быть только одна, как один Бог, давший её людям.

Апостол Павел свидетельствует: «Один Господь, одна вера, одно Крещение» (Ефес. 4,5) В послании к своему ученику Тимофею поэтому ап. Павел требует: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13), ибо «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух» (2 Тим. 4, 3-4)

Образец или Символ, употребляемый Православной Христовой Церковью, изложен отцами Первого и Второго Вселенских соборов по внушению Святого Духа.

Вселенским собором называется собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной для утверждения истинного учения и благочестия между христианами.

Символ веры был составлен на первом и втором Вселенских соборах, отчего символ еще именуется как Никео-Цареградский, т.е. от названия городов, где проходили I и II  соборы.

I Вселенский Собор, в г. Никее, был созван для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.

Арий родился в Ливии, в конце III века, получил хорошее образование, после чего был рукоположен во священника в Александрии, где впервые он и высказал свое еретическое учение.

Арий считал, что если признать, что лица Святой Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство и равны между собой, то выйдет три Бога, что противно верованию в единого Бога, а, если признать, что лица Святой Троицы имеют одно Божеское Существо, то между Ними не будет различия. По учению Ария равенство и единосущие лиц Св. Троицы противно учению о единстве и Троичности Божества. Арий утверждал, что только Бог Отец в собственном смысле истинный Бог, Сын же Божий и Дух Святой только второстепенные Божества и имеют отличную природу от природы Бога Отца. Данное еретическое учение Ария вело к отрицанию спасения человеческого рода через Иисуса Христа.

По поводу возникшей ереси в Никеи и собрался собор в 325 году, где было выяснено, что в православном учении о Святой Троице нет никакого противоречия, потому что Церковь не учит, что Бог един по сущесту и троичен по существу, но Церковь исповедует, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. «Существо» и «Лицо» — не одно и то же, и здесь нет противоречия.

Особенно сильно обличил Ария святитель Афанасий, епископ Александрийский. На соборе 318 отцами было изложено православное учение о Боге Отце и Боге Сыне.

 

II Вселенский Собор

Из нечестивого учения Ария о Сыне Божием вытекало такое же нечестивое учение и о Святом Духе. Однако сам Арий не развил это учение, а сделал это Македоний, который был епископом Константинопольским. Македоний стал учить, что Святой Дух есть творение, не имеющее участие в Божестве и славе Отца и Сына. По поводу этой ереси был созван в 381 г. в Константинополе собор, отвергнувший лжеучение Македония. На соборе святые Отцы (150 чел.) изложили свое учение о Святом Духе и присоединили его к членам Символа веры, составленным на I Вселенском Соборе. Дополнительно были внесены члены:

  • о Церкви;
  • Крещении;
  • воскресении и будущей жизни.

Таким образом составился полный Символ веры Никеоцареградский.

Чтобы лучше уразуметь, т. е. понять и изучить Вселенский Символ веры, должно заметить о его делении на 12 членов или частей. Согласно такому разделению Катехизис и предлагает объяснение Символа, рассматривая каждай член его порознь.

Предваряя подобное объяснение, необходимо показать общее содержание каждого члена:

  1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым — говорится о Боге первоначально, в особенности о первой Ипостаси Святой Троицы о Боге Отце и о Боге, как о Творце мира
  2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша – о второй Ипостаси Святой Троицы, о Иисусе Христе, Сыне Божием.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася – о воплощении Сына Божия.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна – о страдании и смерти Иисуса Христа.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием – о воскресении Иисуса Христа.
  6. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца – о вознесении Иисуса Христа на небо.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца – о втором пришествии Иисуса Христа на землю.(Эти 7 членов были составлены на I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее).
  8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки – о третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.
  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь – о Церкви.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов – о Крещении, где разумеются и прочии Таинства.
  11. Чаю воскресения мертвых – о будущем воскресении мертвых.
  12. И жизни будущаго века. Аминь. – о жизни вечной.

(8-12 члены были составлены на II Вселенском Соборе в 381 г. в Константинополе).

Приложения:

А. Гезен. История славянского перевода Символов веры.

Критико-палеографические заметки. Вып. 1 СПб., 1884.

Символ веры всегда и везде является первым и необходимейшим пособием для распространения христианства среди какого-либо народа, потому что в нем содержится изложение основных истин или догматов вероучения. Познание и исповедание этих догматов должно предшествовать принятию новопросвещаемых в лоно Церкви посредством таинства Крещения, и посему от каждого приступающего к этому таинству (или при крещении младенца – от его восприемника) требуется произнесение Символа веры, который для этой цели должен быть переведён на общепонятный народный язык вместе с необходимейшими молитвами прежде всякой другой статьи христианской письменности.

Просмотрено (735)

Комментирование запрещено